Направления деятельности
Краткая аннотация инновационной деятельности МДОУ «Детский сад № 82 комбинированного вида» «Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста»
На сегодняшний день творчество достаточно высоко ценится, а специальности, связанные с ним, становятся все более востребованными. Парикмахеры и создатели телепередач, организаторы праздничных мероприятий и фотографы, дизайнеры одежды и веб-дизайнеры, флористы, бармены и даже специалисты по диагностике автомобилей – все эти профессии требуют определенных талантов и творческих способностей. Однако немногие родители уделяют достаточно внимания развитию ребенка в этом направлении. Преимущество отдается речи, мышлению и памяти, а фантазия и воображение формируются у маленького человека сами собой. Конечно, многое зависит от природных задатков: кто-то с младых ногтей выказывает яркие творческие способности, ну а кто-то на протяжении всей жизни абсолютно равнодушен к музыке и искусству.
Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте
Дошкольные годы – самый благоприятный период для развития любых способностей, в том числе и творческих. Дети в этом возрасте любознательны и открыты для познания окружающего мира, а его мышление независимо и не зажато общепринятыми стереотипами. От того, насколько активно используются возможности и развиваются творческие способности в детстве, будет зависеть творческий потенциал дошкольника, ставшего взрослым.
Инновационная деятельность в ДОУ поможет разработать и обосновать педагогическую модель творчески развитого дошкольника через процесс познания окружающего мира. С этой целью необходимо организовать изучение теоретических источников по теме инновационной деятельности, сделать анализ и обобщение массового и передового опыта по развитию творческих способностей детей, проанализировать документацию ДОУ, провести педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование педагогов и провести системный анализ результатов Развития творческих способностей детей дошкольного возраста в ДОУ. Дошкольное учреждение является подходящим местом для реализации системного подхода в образовании.
Что такое творчество и творческие способности
Наука дает понятию «творчество» множество сложных и запутанных определений. Но существует одна очень простая трактовка этого термина: творчество – это активная форма самовыражения. Причем самовыражение может осуществляться через что угодно: слово или движение, рисунок или скульптуру, стихотворение или мелодию. Даже к бухгалтерскому учету и химическим исследованиям – таким вроде бы нетворческим занятиям – можно (и нужно!) применять творческие способности, чтобы успешно осуществить задуманное и прийти к позитивному результату.
Творчество заключается в:
• способности – возможности придумывать, изобретать что-то совершенно новое;
• позиции – способности принимать изменения и новшества, стремлении экспериментировать с замыслами и возможностями, гибкости мировоззрения, беспрестанном поиске путей к совершенству;
• процессе, результатом которого является создание совершенно новых образов.
Творческие способности дошкольника – это индивидуальные качества, определяющие успешность выполнения какой-либо творческой деятельности. Творческие способности можно назвать сплавом многих качеств дошкольника, среди которых:
• замечать то, чего не видят другие (например, сначала видеть целое, а уж потом фиксировать детали);
• за малое количество времени выдавать множество разнообразных оригинальных идей;
• без труда ассоциировать отдаленные понятия;
• стремление познавать;
• применять навыки, приобретенные во время решения одной проблемы, к решению абсолютно другой;
• целенаправленно организовывать условия, в которых объект наиболее ярко обнаруживает свою скрытую сущность;
• самостоятельно создавать альтернативное решение задачи вместо поиска необходимого среди предложенных решений;
• образно схватывать некую закономерность развития объекта до знакомства с ним и приобретения четкого понятия об этом объекте.
Основой всех перечисленных качеств являются воображение и креативное мышление, развитие которых приводит к совершенствованию творческих способностей у дошкольников.
Для того чтобы определить степень развития творческих способностей у дошкольников, разработаны специальные методики диагностики. Наиболее распространена диагностика уровня развития творческих способностей у детей посредством анализа детских рисунков, по которым определяется:
• умение правильно передать положение объекта в пространстве;
• полнота содержания изображения;
• эмоциональность созданного образа;
• умение раскрыть задуманный сюжет.
Диагностика уровня развития творческих способностей помогает выяснить, что детям удается без труда, а на что следует обратить внимание, чтобы подтолкнуть маленьких фантазеров к более эффективному самовыражению.
Более подробная информация об учебных планах, образовательных и рабочих программах доступна в разделе "Образование".
К списку